Колыма, это красивейший район на Крайнем Севере, но мы все также знаем, что это и лагеря, куда ссылали и многие не возвратились домой.
Я жила на Крайнем Севере и видела своими глазами ещё сохранившиеся бараки и внутри обклеенными газетами от дыр, чтоб не продувало. На газетах красовался наш великий Сталин и хвала всему, чтобы он не делал.
Где-то я слышала рассказ, что посадили женщину на 8 лет из-за мужа и она не обозлилась не на кого, а сказала, что это история и на неё обижаться нельзя. Как бы я поступила – конечно злость и ненависть, хотя…ещё философов Конфуций сказал, что если ты ненавидишь, то тебя победили. Может он и прав, я из-за мелочей ненавижу и сделать ничего с собой не могу, хотя стараюсь.
А сколько людей, выживших, ненавидели власть и порядок в этой стране и конечно винили руководителей. Но я не о том хотела рассказать, а о людях. Я видела генерала, опустившегося до нельзя, ночевавшего на телеграфе по ночам, возле батареи, а днём пьяного, кто-то наливал и утолял его душу, чтоб забыться.
Я знала шофёра, который возил Берию и он их менял и ссылал, чтоб с этими людьми уходила и правда жизни. Но человек не опустился, а так и шофёром работал уже на пенсии, завёл семью, но о том, чтоб уехать с Колымы, отвечал, а куда? И кто меня ждёт? Это тоже правда. Люди там закалённые жизнью и приходящие на помощь по любому поводу. Ещё оставались бараки и вагонетки, уходящие в горы. И трасса, которую строили заключённые. Колымская трасса.
А вдоль всей трассы крестики и даже не крестики, а дощечки, воткнутые в землю с номерами. Это люди, которые умирали и их хоронили в ящиках и закапывали они на минимум, но дожди летние, делали своё дело, размывая эти ящики. Да и как закапывать в мёрзлую землю, которую надо оттаивать кострами, даже летом, чтоб опять немного откопать.
Поэтому могилы, даже в наше время готовят на кладбище летом. Ну так было 20 лет назад, а сейчас затрудняюсь предположить. Трудно было во времена гонений. Ссылали на Колыму, там строили и кому сейчас это нужно – не знаю. Всё заброшено и остановлено. Золото если только добывать едут люди, да чтоб там на промывке и загнуться, богатыми и больными!